Если у ребенка страх перед попыткой
Поскольку моей девочке не нравится, как она рисует, собирает мозаику или надевает носки, ей всегда хочется, чтобы я делала это за нее. И так во всем. Боюсь, она так и не научится действовать самостоятельно.
Очень раздражает, когда маленькие ручки не поспевают за требованиями растущего ума. Некоторые малыши справляются с этим раздражением, признавая границы собственных возможностей и переходя к чему-то другому, другие выражают его истериками или нытьем, третьи же предпочитают передать карандаш (или лопатку, или носок) в руки, которые, по их мнению, более пригодны для этого. В данном случае - в ваши.
Такой выход для раздражения часто подыскивают будущие идеалисты: поскольку врожденное эстетическое чувство подсказывает малышке, что у взрослых получается лучше, ей кажется вполне логичным заставлять взрослых работать за нее, а не пытаться пробовать действовать самой. Иногда идеализм является прирожденной чертой характера ребенка, в других случаях возникает под давлением родителей, которые требуют от ребенка больше, чем он может сделать. Поэтому убедитесь, что вы не слишком жестко заставляете девочку соответствовать нереальным стандартам. Не покупайте игрушки и не предлагайте занятия, которые превышают возможности ребенка. Не критикуйте ее за неудачу или за то, что она не смогла достичь определенного уровня. Будь вы взрослым или ребенком, постоянная цензура вредит самоуважению, ранит чувства и порождает страх перед попыткой.
Если вы не внушите малышке страх перед попыткой, постепенно ей надоест быть просто зрительницей. Ощутив большую уверенность, девочка захочет действовать самостоятельно. А до тех пор попробуйте варианты.
Спросите ее мнение. Если малышка просит вас нарисовать за нее, попросите описать, что именно она хочет увидеть. Когда у нее не хватит воображения, слегка подстегните ее («как ты думаешь, тут должна быть маленькая девочка? А какого цвета у нее будут волосы? А чем она будет заниматься?»). Спросите, для какого именно кусочка мозаики она хочет найти место.
Учите. Может быть, малышка опасается пробовать потому, что не знает как. Без всякого давления покажите ей, как правильно держать карандаш, надевать носки, подбирать кусочки мозаики по цвету и форме.
Пригласите малышку в «ассистенты». Попросите ее раскрасить солнце или волны на рисунке бухты, положить последний кусочек мозаики, натянуть носок до конца. Если девочка откажется, не настаивайте. Однако продолжайте предлагать ей возможность приложить руку ко всяким мелочам, которые она наверняка может сделать. Проследите также, чтобы в течение дня у малышки было достаточно возможности «помогать» вам в простых вещах, которые она тоже может сделать. Пусть поднимет книгу, которую вы уронили на пол, вынет консервные банки из пакета и поместит их на нижнюю полку холодильника, поможет загрузить белье в стиральную машину или вытащить его из сушилки, подержит для вас дверь, пока вы вывозите коляску, понесет что-нибудь маленькое, когда руки у вас заняты другими покупками. Такая помощь поможет ей развить уверенность в себе, которая подтолкнет ее к тому, чтобы приняться за сложную работу самостоятельно.
Хвалите не только за большой вклад, но и за маленький. Если девочка раскрасит небо на вашем рисунке голубым, положит последний кусочек мозаики или сумеет сунуть пальчики в носок прежде, чем откажется от дальнейших попыток и передаст эту работу вам, похвалите ее. Если она почти донесет стакан сока от прилавка к столику, но под самый конец споткнется и расплещет его, лучше похвалите: «ну что же, тебе почти удалось донести его, замечательно», но не упрекайте: «неужели нельзя пройти два шага, не споткнувшись?» похвала вслух поможет малышке укрепить самоуважение и подвигнет ее в следующий раз постараться еще больше.
Делитесь достижениями. Нарисовали ли вы рисунок или убрали игрушки, нельзя говорить девочке, что она сделала все сама, если большую часть работы проделали вы: это нечестно, да и хитрость слишком прозрачна, чтобы ребенок ее не понял. Лучше отметьте, что вы замечательно потрудились вдвоем.