Что может стать причиной стресса у младенца?

У людей часто возникает вопрос, что же стрессового может быть в раннем детстве, чтобы вызвать у младенцев потребность плакать. Многие склонны считать, что младенчество - это идеально спокойный период жизни, когда у маленького человечка нет никаких забот. Хоть это, с одной стороны, и верно (детям не надо ходить на работу и платить налоги), но на самом деле не соответствует действительности. Младенчество - крайне насыщенный стрессами период. Некоторые их причины очевидны, некоторые же определить нелегко.



Причины стресса младенцев


Выделяется шесть основных категорий травмирующих факторов во время раннего детства: дородовые и родовые травмы, неудовлетворенные потребности, сверхраздражение, расстройства по ходу развития, физическая боль и испуг. Ниже они будут рассмотрены более подробно.


Неудовлетворенные потребности, как причина стресса младенца


Второй причиной стрессов в раннем детстве являются неудовлетворенные потребности, особенно в ласковых прикосновениях и ношении на руках. Самую большую необходимость в тактильном контакте малыш испытывает в течение первых девяти месяцев после рождения. Если родители адекватно удовлетворяют эту потребность, дети развиваются нормально.


В этом отношении было проведено интересное исследование. Ученые попросили одну группу матерей держать своих детей на руках на два часа больше, чем другую (контрольную). К шестимесячному возрасту исследователи сравнили продолжительность плача детей в обеих группах. Согласно опросу матерей, дети из первой группы в возрасте шести недель плакали на один час меньше, чем дети из контрольной группы. Таким образом, чем больше дети находятся на руках у родителей, тем меньше у них необходимость в плаче.


Дети получают пользу от тактильного контакта не только днем, но и ночью. К сожалению, в развитых странах не поощряется, когда дети спят в одной постели со своими родителями. Таким образом, потребность детей в тактильном контакте при засыпании и ночью часто игнорируется.


В доисторические времена дети, скорее всего, спали рядом со своими матерями, чтобы ощущать тепло их тела, чувствовать себя защищенными и вовремя получать пищу. Хотя с тех пор человечество достигло большого прогресса, наши физиологические и эмоциональные потребности почти не изменились. Дети, рождающиеся сегодня, генетически запрограммированы на жизнь в каменном веке, когда важнейшими занятиями являлись охота и собирательство, а их естественные потребности удовлетворяли кормильцы. Это означает, что малыши нуждаются в тактильном контакте и днем, и ночью.


Все больше родителей подвергают сомнению правильность мнения о том, что ребенок должен спать отдельно от мамы и папы. Некоторые взрослые отмечают, что после того, как они начали брать детей к себе в кровать, те стали меньше плакать. Многие почувствовали, что отношения с детьми у них становятся более крепкими. Практика «семейной постели» становится в последнее время все более распространенной.


Сверхраздражение, как причина стресса младенца


Во многих традиционных культурах в течение шести недель после родов молодая мама находится с малышом в теплом и тихом месте, а другие женщины ухаживают за ней. Это является гарантией того, что роженица хорошо отдохнет и сумеет установить тесную взаимосвязь со своим малышом. Это также защищает ребенка от сверхраздражения и предоставляет ему время для выздоровления от возможной травмы, полученной при родах. Кроме того, в таких странах обычно поддерживается тактильный контакт матери с ребенком большую часть первого года его жизни - причем как днем, так и ночью. Поэтому дети там плачут значительно меньше, чем в промышленно развитых странах.


Новорожденные в индустриально развитых странах постоянно подвергаются чрезмерному действию раздражителей, начиная уже с шумной медсестры в больнице. На улице это автомобильное движение, дома - телевизор, видео, компьютер, радио, телефон, дверной звонок, шум в туалете и ванной, посудомоечная машина и пылесос. Более того, малышам приходится выносить такие шумы, будучи отделенными от материнского тела с его знакомыми звуками. Нет ничего удивительного в том, что дети в странах Запада так много плачут!


Доктор Бразелтон обнаружил, что периоды плача у детей наблюдаются обычно после их активных попыток настороженно реагировать на происходящее вокруг. Он предполагает, что «такие периоды активного плача... могут рассматриваться также и как периоды избавления от сверхраздражения, и как время для реорганизации в направлении установления гомеостаза».


Многие родители отмечают, что их дети плачут после столкновения с новыми ситуациями (связанными с новыми местами и звуками). Вот один из примеров:


Когда моему сыну было четыре месяца, мы отправились с ним на шесть дней в Сан-Франциско. Это была его первая поездка и первое знакомство с большим городом. Все время он вел себя настороженно и много не плакал. Однако вечером в день нашего возвращения домой он полтора часа плакал у меня на руках. Это был самый долгий плач в его жизни. Время от времени малыш останавливался, но, каждый раз бросая взгляд на свою постельку, снова начинал плакать.


Расстройства по ходу развития, как причина стресса младенца


Иногда дети становятся очень недовольными и начинают плакать. Их плач не так силен, как у детей старше года, однако при этом малыши часто дергают ножками и размахивают ручками.


Желание приобрести новый навык у детей всегда предшествует появлению у них способности освоить его. Существует определенный временной разрыв между желанием ребенка сделать что-то новое и его способностью к этому. Проявления недовольства, возникающие у него в этот период, представляют собой нормальную часть процесса познания мира. Вот почему их называют расстройствами по ходу развития. Например, трехмесячный ребенок может расстроиться, пытаясь взять какой-нибудь предмет, потому что он еще не научился протягивать руку туда, куда ему хочется. Такие эмоции накапливаются, а затем высвобождаются с помощью плача.


Неуклюжие движения предшествуют, например, способности брать предметы или ползать. Таким образом, если ваш ребенок плачет больше обычного, он, возможно, избавляется от расстройств, которые возникли у него в результате освоения какого-либо навыка. Внимательно присматривайтесь к малышу и ждите появления у него нового умения!