Что делать, если ребенок слишком робкий?
Подбодрите малышку. Заставлять ребенка активно принимать участие в жизни коллектива не нужно, однако поощряйте девочку участвовать в занятиях наравне с другими детьми и при необходимости помогите ей. Сначала ей, может быть, окажется легче общаться с детьми младше ее (тогда она, как «большая девочка», почувствует себя увереннее) или двумя годами старше (если ей больше нравится слушаться и подражать). Но в любом случае выбранные вами товарищи для игр не должны проявлять агрессивности. Можно также помочь ребенку завести друзей, развивая его уверенность и самоуважение, обучая хорошо относиться к себе и показав, как следует себя вести в тревожных ситуациях (например, подумать о чем-нибудь приятном или пару раз глубоко вздохнуть).
Порепетируйте. Под видом ненавязчивой игры подскажите девочке взять на себя соответствующую роль. Простой сценарий: мишка или кукла сидят в сторонке, им очень хочется подойти и поиграть вместе с остальными, но они боятся попробовать. Попросите малышку посоветовать, что делать в таком случае, и сами предложите «робким» куклам принять участие в игре, чтобы малышка могла воспользоваться этим примером в сходной ситуации. Дети - великие имитаторы. Не забудьте всегда завершать сценку счастливой концовкой (мишка или кукла присоединяются к группе и отлично проводят время вместе).
Подготовьте малышку. Некоторые дети особенно чутко реагируют на перемены. Они осваиваются в новой ситуации лучше, если им дать фору или хорошо подготовить. По дороге в группу или другое место, где имеется общество, потратьте пару минут на то, чтобы подготовить девочку. Тогда она будет точно знать, что ее ждет. Припомните имена детей и взрослых, которые там будут, поговорите об ожидаемых занятиях, о том, как со всеми поздороваться. Но следите за реакцией ребенка. Слишком тщательная подготовка может только усилить тревогу, вместо того чтобы снять ее.
Приводите девочку в группу за несколько минут до того, как появятся другие дети, чтобы она успела акклиматизироваться и, когда придут другие, быстро включалась в занятия. Появляться позже, когда все глаза устремлены на вас, тяжело даже взрослым. Постарайтесь также приходить одними из первых на дни рождения, на встречи для игр, а не появляться тогда, когда веселье уже в разгаре. Если вы приходите поздно, перед тем как войти, объясните ребенку, что его ждет и что нужно делать («мы опоздали, праздник, наверное, уже начался. Поэтому мы снимем плащ и положим подарок на столик рядом с остальными. А затем я отведу тебя туда, где играют другие дети»). Войдя, действуйте точно в соответствии со своими словами.
Экипируйте малышку. Как известно каждому взрослому, войти в помещение, где люди что-то празднуют, всегда легче, если вы что-то держите в руках: сумку, коктейль, тарелочку с закуской. Точно так же ваша малышка может почувствовать себя увереннее, подходя к компании играющих сверстников, если у нее что-то будет в руках: кукла или мягкая игрушка. Собственная игрушка не только придаст ей ощущение безопасности (это ведь ее игрушка), но и даст ей «пропуск» к другим детям, причем неважно, используют ли эту куклу для игры или просто рассмотрят. Однако подготовьте девочку к тому, что, возможно, другие дети захотят поиграть с ее игрушкой, и помогите выбрать ту, которой она согласна поделиться.
При необходимости помогите. Если вы заметили, что малышка с тоской смотрит на группу играющих детей и явно хочет к ним присоединиться, но не знает как, постарайтесь преподать ей несколько уроков общения. Не подталкивая ее прежде, чем она соберется с духом, помогите ей («почему бы тебе не подойти и не показать этим девочкам твою новую куклу?»). Или, если девочке хочется поиграть вместе со всеми, предложите подойти к другим детям вместе с вами. Когда она согласится, возьмите ее за руку и войдите в круг детей вместе, предварительно спросив их разрешения («можно мы с Джесси поможем вам построить этот песочный замок?»). Оставайтесь рядом до тех пор, пока малышка нуждается в вас, но не дольше. Отойдите сразу, как только она освоится.
Когда малышке исполнится три года и вы заметите, что робость осложняет ей жизнь (она никогда не занимается с остальными детьми в подготовительной группе, цепляется за вас во время посещения игровой группы, отказывается ходить на праздники), посоветуйтесь с врачом. Имеются методики мягкого вмешательства на ранних этапах, которые позволяют успешно справиться с чрезмерной застенчивостью у малышей.